Обобщение
судебной практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 19.4 и 14.1 КоАП РФ, рассмотренных на судебном участке №1 г.Абдулино и Абдулинского района Оренбургской области за десять месяцев 2012 года.
Изучение данного вопроса проведено во исполнение плана работы судебного участка №1 г.Абдулино и Абдулинского района. В ходе обобщения были изучены дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 19.4 и 14.1 КоАП РФ, рассмотренные мировым судьей судебного участка №1 г.Абдулино и Абдулинского района Оренбургской области за десять месяцев 2012 года.
Административные правонарушения, предусмотренные
ст. 14.1 КоАП РФ
Статья 14.1. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).
Объектом административных правонарушений, предусмотренных в ст. 14.1, являются отношения в области предпринимательской деятельности.
В соответствии со ст. 2 ГК предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Оконченным данное деяние считается с момента начала его осуществления. Оно совершается только в форме действий. Учитывая длящийся характер данного правонарушения, сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчислять со дня его обнаружения
Субъектами анализируемых правонарушений являются:
1) граждане;
2) индивидуальные предприниматели;
3) юридические лица.
Всего за десять месяцев 2012 год мировым судьей судебного участка №1 г.Абдулино и Абдулинского района рассмотрено 23 дела об административных правонарушениях предусмотренных частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ.
Административные дела предусмотренные частями 2, 3, 4 ст. 14.1 КоАП РФ на судебном участке №1 г.Абдулино за указанный период не рассматривались.
От общего числа рассмотренных административных дел за 9 месяцев 2012 года, дела данной категории составляют 3,5 %.
К административной ответственности с назначением наказания привлечено 13 физических лиц.
Основным видом административного наказания за совершенные административные правонарушения, предусмотренные ч.1 ст.14.1 КоАП РФ, является административный штраф.
По всем рассмотренным делам мировым судьей назначался минимальный размер штрафа в сумме 500руб. Общая сумма назначенных административных штрафов по ч.1 ст.14.1 КоАП РФ составила 6500 рублей.
При назначении наказания в виде штрафа мировым судьей учитывались характер совершенного правонарушения, личность виновных, имущественное положение лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
С января по октябрь 2012 года были прекращены производством 9 дел данной категории. Основанием для прекращения всех дел является отсутствие состава административного правонарушения.
Например, дело № 5-499/2012 в отношении Куприян Л.Б. было прекращено за отсутствием состава административного правонарушения, поскольку в судебном заседании было установлено, что Куприян Л.Б. осуществляла торговлю не самостоятельно, а состояла в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем, что подтверждается трудовым договором, представленным в судебное заседение.
По аналогичным основаниям было преркащено еще 7 дел по ст.14.1 КоАП РФ, направленных из МИ ФНС, после чего дела с данной фабулой на участок более не поступали.
Дело №5-353/2012 в отношении Гришиной Л.И., привлекаемой к административной ответственности по ч.1 ст.14.1 КоАП РФ за продажу спиртосодержащей жидкости домашней выработки было прекращено за отсутствием состава, поскольку в суде не добыто доказательств, подтверждающих осуществление Гришиной Л.И. предпринимательской деятельности, направленной именно на систематическое получение прибыли.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В орган составивший протокол для устранения недостатков было возвращено 1 дело.
Так, по делу №5-475/2012г. в отношении Порываевой Р.И. основанием для возвращения протокола об административном правонарушении явилось отсутствие в материалах дела сведений о том, какому судье направляется для рассмотрения протокол.
По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения (ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ).
Данные нормы учитывались мировым судьей при рассмотрении дел указанной категории.
Большинство протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст.14.1 КоАП РФ поступили на судебный участок №1 из налогового органа (87% от общего количества дел данной категории). Также лица привлекались к административной ответственности по данной статье на основании протоколов, составленных МО МВД РФ «Абдулинский» (13% от общего количества дел данной категории).
Представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений на основании ч.1ст.29.13КоАПРФ по делам данной категории не выносились.
Постановления мирового судьи по делам данной категории не обжаловались.
В сроки, свыше установленных ст. 29.6 КоАП РФ, дела данной категории не рассматривались.
По всем административным делам копии постановлений, в соответствии со ст. 29.11КоАП РФ, вручались под расписку лицам, привлекаемым к административной ответственности, либо высылались по почте заказным письмом с уведомлением в трехдневный срок. Постановления также направлялись в орган, составивший протокол в тот же срок.
Административные правонарушения, предусмотренные
ст. 19.4 КоАП РФ
Статья 19.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).
К должностным лицам, неповиновение законному распоряжению (требованию) которых составляет оконченный состав административного правонарушения, относятся уполномоченные на осуществление государственного надзора и контроля сотрудники органов внутренних дел (милиции), налоговых, таможенных органов, санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, фитосанитарного, пожарного надзора, экспортного и валютного контроля, органов по надзору в сфере торговли, качества товаров и защиты прав потребителей, органов экологического, технологического и атомного надзора, органов надзора в сфере природопользования и ряда других органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные функции.
Законные распоряжения, требования названных должностных лиц, выполняющих возложенные на них законодательством обязанности по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений и административных правонарушений в деятельности физических и юридических лиц, иных организаций независимо от форм собственности и организационной подчиненности, являются обязательными для исполнения руководителями, иными должностными лицами названных организаций, а также гражданами. Эти законные распоряжения (требования) могут выражаться в устной либо в письменной форме.
Оконченным деяние считается с момента, когда оно совершено, совершается в форме действий и путем бездействия.
Всего за десять месяцев 2012 года мировым судьей судебного участка №1 г.Абдулино и Абдулинского района рассмотрено 9 дел об административных правонарушениях предусмотренных частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ.
Административные дела предусмотренные частями 2, 3, 4 ст. 19.4 КоАП РФ на судебном участке №1 г.Абдулино за указанный период не рассматривались.
От общего числа рассмотренных административных дел за десять месяцев 2012 года, дела данной категории составляют 1,3 %.
Из числа рассмотренных административных дел, предусмотренных ч.1 ст.19.4 КоАП РФ, 5 дел производством прекращены, 4 дела направлены для рассмотрения по подведомственности.
Основанием для прекращения административных дел данной категории во всех случаях является отсутствие состава административного правонарушения.
Например, дело № 5-401/2012 в отношении Шакирова Р.В. было прекращено за отсутствием состава административного правонарушения. Согласно протоколу об административном правонарушении Шакиров Р.В. не выполнил требование о необходимости внести изменения о должности ликвидатора юридического лица в установленный срок, тем самым не подчинился требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль.
В судебном заседании было установлено, что Шакиров Р.В. не является субъектом данного правонарушения, поскольку не замещал должность председателя ликвидационной комиссии на момент направления ему требования налоговым органом, в связи с чем дело было прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
По аналогичным основаниям было преращено 4 дела, 2 из которых обжалованы в апелляционном порядке без удовлетоврения.
В орган составивший протокол для устранения недостатков дела данной категории не возвращались.
По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица (ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ).
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи выносится определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности (ст.29.4 ч.1 п.5 КоАП РФ).
Данные нормы учитывались мировым судьей при рассмотрении дел указанной категории.
Так, 4 дела направлены мировым судьей для рассмотрения по подведомственности .
Например, дело № 5-390/2012 в отношении Кузьмина И.Г. было направлено по подведомственности мировому судье судебного участка №2 г.Абдулино и Абдулинского района, поскольку Кузьмин И.Г. не явился на заседание комиссии по легализации объектов налогооблажения в Межрайонную инспекцию РФ №2 по Оренбургской области, которая находится на территории, относящейся к дислокации мирового судьи судебного участка №2 г.Абдулино и Абдулинского района .
Все протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.19.4КоАП РФ поступили на судебный участок №1 из налоговых органов.
Представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, на основании ч.1 ст.29.13КоАПРФ по делам данной категории не выносились.
В апелляционном порядке обжаловано 3 постановления мирового судьи по делам данной категории все постановления оставлены судом апелляционной инстанции без изменения.
В сроки, свыше установленных ст. 29.6 КоАП РФ, дела данной категории не рассматривались.
По всем административным делам копии постановлений , в соответствии со ст. 29.11 КоАП РФ, вручались под расписку лицам, привлекаемым к административной ответственности, либо высылались по почте заказным письмом с уведомлением в трехдневный срок. Постановления также направлялись в орган, составивший протокол в тот же срок.
19 ноября 2012года
Мировой судья судебного участка №1
г.Абдулино и Абдулинского района М.Р.Асфандияров